Алексей Горбунов: радио – очень интимная вещь

Встреча с замечательным актёром театра и кино Алексеем Горбуновым была посвящена новому авторскому радиопроекту «Обратная сторона ветра».

Данный проект на этой неделе запускается на Первом радио FM1 (Одесса, 87.5 fm) и будет в эфире по средам и субботам с 20:00.

Гостя представляли директор радиостанции Алексей Гогохия и директор по рекламе Елена Лебединская, а ТАЙМЕР задавал звезде вопросы не только на «радийную» тему.

Итак, Алексей Горбунов говорит…

… о том, что такое радио и в каком возрасте сбываются мечты.

Радио – очень интимная вещь; оно должно звучать вечером, приглушённо… Программе «Обратная сторона ветра» уже 8 лет, она звучала на разных радиостанциях в разные периоды. Идея программы очень проста - хорошие тексты, хорошая музыка. Очень точно сформулировано: «Книги и музыка. То, что мы действительно любим». Это же несправедливость, почему для меня и для таких, как я, слушателей, пусть нас, может быть, всего 100 тысяч, ничего нет ни на радио, ни на телевидении (40 каналов – и нечего смотреть!), а всё только для остальных 10-ти миллионов?! Высоцкого хочу послушать на радио – не передают! А вот радиостанция 87.5 как раз и передаёт интересную мне музыку, каждая последующая песня лучше предыдущей, поэтому я был рад предложению. Я не хочу слушать радио «Шарманка», радио «Шансон», хотя говорят, то, что я пою, это и есть шансон. К тому же речь идёт об одесской радиостанции. Люди в Киеве сейчас живут не те, что во времена моей юности, а здесь атмосфера совершенно иная, здесь город становится декорацией для замечательных фильмов. Я в программе читаю книги, а музыку подбирают Алексей и Лена, я им полностью доверяю в этом вопросе. Если текст хороший, актёру остаётся только его не нарушать, чем отстранённее читаешь, тем больше придёт к слушателю.

Чем старше ты становишься, тем яснее, что всё происходит именно так, как ты хотел. К 50-ти годам всё, о чём я мечтал ранее, пришло ко мне, в том числе и работа на радио. Пришли деньги, которые хотел, но не получал в 30 лет. Хотел сняться у поляков – снялся. Мечтал сняться у Михалкова – снялся. Мечтал сняться с Кустурицей – сбылось и это 2 года назад.

… о том, как приучить людей к чтению хорошей литературы.

Мы берём самые яркие моменты книги, например, хочу прочесть «День опричника» Сорокина в сжатом виде. Радикальные рассказы Чарльза Буковски я целый месяц читал в Киеве, это стало открытием для многих молодых слушателей – они сейчас все в Интернете сидят, телевизор не смотрят, поэтому на них вся надежда, за ними будущее! Надо прочесть хорошую литературу, чтобы увлечь людей, как это сделал Джонни Депп, который прочёл роман «Шантарам» и стал продюсером фильма по нему.

… о жанре радиоспектакля, мыслях о театре и париках.

Когда я учился в Киевском театральном институте, слушал радиоспектакли МХАТа с Яншиным и другими корифеями, мой папа тоже любил их слушать, но сейчас просто нет людей для создания радиоспектаклей. Мы, нынешнее поколение актёров, которым по 40-50 лет, муравьи в сравнении с тем же Яншиным, с Евстигнеевым, Леоновым, Янковским, лучшие радиопостановки связаны с ними. Я бы Лесика Подеревянского на радио почитал. Я читал его уже в 2001 году, когда на радио была тотальная свобода, маты убирали, конечно. Моя любимая пьеса Подеревянского – «Павлик Морозов», и остальные пьесы с удовольствием почитал бы, как и рассказы Сергея Жадана – кстати, 5 месяцев назад мой друг, режиссёр Юрий Одинокий поставил пьесу Жадана «Гимн демократической молодёжи», мне хотелось бы с Юрой и сугубо театральный проект сделать, но как-то времени всё не хватает… Как только судьба скажет: «Пора!», будем делать. Надо не спешить, если пауза возникнет, хорошо, о театре думаю всё время… Покамест мешает загруженность на съёмках, снимаюсь 27 лет, и за последние 5 лет стал получать предложения, от которых не хочется отказываться. Девятый месяц снимаюсь в Петербурге в сериале «Шерлок Холмс» у режиссёра Андрея Кавуна, который снимал «Кандагар», «Курсанты», «Детям до 16-ти». Это настоящий классический Конан Дойль, по условиям контракта даже не имею права говорить, какую роль играю, скажу только, что не Шерлока Холмса! Съёмки продлятся до начала апреля, а сам сериал, видимо, выйдет на экраны в следующем году. Жуткая разруха на киностудии «Ленфильм», где снимается «Шерлок Холмс», мёрзну очень, но огромное удовольствие от работы, от исторических костюмов, париков, бровей и прочей растительности. Бывает, ждёшь, чтобы костюм поскорее с тебя сняли, готов его разорвать, а с этими не хочется расставаться.

… о том, почему телезрители полюбили «Костоправа» и что значит Памела Андерсон для мужчин всего мира.

Есть какое-то обаяние в сериалах на медицинскую тематику, вот «Интерны» вышли, а до этого был «Доктор Тырса», американские «Скорая помощь», «Доктор Хаус»… На самом деле это не про врачей – про людей. Когда снимался в «Костоправе», был уверен, что будет ужас и кошмар. Если бы я произносил текст, который написан сценаристом… Вы не представляете себе этот уровень писательства. Благо, мой статус позволяет мне отказываться произносить бездарные реплики, хлопать дверью, предлагать что-то своё, вносить юмор, шутки, в этом смысле у меня больше возможностей, чем у молодых актёров. Я уже был на их месте, пережил, когда требовали произносить сценарный текст до запятой. Пытаются надавить, конечно: мы платим тебе, как ты хочешь, так вот делай, говори, как написано. Нет! Ты всё время находишься в этой дилемме: либо заработать, либо играть для сердца. По-разному решается эта дилемма, но она решаема. Обидно, что в «Костоправе» много вырезано смешного. Например, почему там Памела Андерсон появляется, вернее, плакат с ней? У дяди Толи с ней диалог в каждой серии должен быть, когда он закрывается в кабинете и наливает себе стаканчик: «Памела, ты видела этих людей?!» А кто над этим смеётся, дядя Толя отвечает: «Ты не трожь руками, это единственный мой близкий человек!» Надо понимать, что Памела Андерсон – это мечта трёх поколений мужчин всего мира! Думаю, именно благодаря юмору «Костоправ» имеет такой высокий рейтинг, несмотря на показы раз в неделю по две серии, да ещё сразу после «Интернов», которые сейчас находятся на пике популярности.

… о том, почему пилот грустит без маркировки.

Мои выступления с группой «Грусть пилота» часто вызывают вопросы, откуда именно такое название. Мой крёстный отец в кино, Владимир Михайлович Попков, снял меня в фильме «Груз без маркировки», это был 1992 год, самое стрёмное время, когда люди проснулись в диком капитализме, в непонятной стране, я бухал и продавал папины золотые коронки, распиленные по кусочкам… Я Попкову обязан от первой картины и до конца своих дней. Снимаясь в фильме «Русское» по Эдуарду Лимонову, я в харьковском ресторане одном, в стиле авиаторов, встретил блюдо «Грудь пилота», какая-то грудинка куриная там была. И тут же родились варианты: «Груз пилота», «Грусть пилота», «Грусть без маркировки»…

Мария ГУДЫМА