Алексей Горбунов: “Меня интереснее смотреть, чем слушать!”

Story поговорил с Алексеем Горбуновым о детях, раннем взрослении, Чернобыле и мужских изменах.

- Браться или не браться за ту или иную роль - вам подсказывает интуиция или сейчас ее роль исполняет гонорар?

- Когда нет денег, то интуиция исчезает. А когда всё хорошо, когда есть за что жить, тогда, естественно, интуиция. Или вот есть же режиссеры, у которых ты снимался. Кто-то из них может позвать тебя на маленький эпизод – и ты согласишься. В любом случае. Вот ему надо, чтобы ты появился в его фильме сказать два слова и всё. И ты идешь. И ни интуиция, ни деньги на твое решение не влияют. Есть только личное отношение и степень уважения к человеку, который тебя зовет.
А когда не знаешь режиссера, всё просто: либо деньги, либо нравится сценарий. Вот сейчас я снимаюсь у Василия Бархатова, молодого режиссера, который больше известен в театральном мире. Сценарий – киевлянина Максима Курочкина. Фильм про атом. Да, он молодой парень, снимает свое первое кино. Но я прочел сценарий и согласился. Я играю отца главного героя, небольшая эпизодическая роль. Что самое смешное, мой герой по сценарию говорит, что работал в Чернобыле. А ведь я всё это застал.

- Вы были в Киеве в те дни?

- Да. И Макс Курочкин тоже (известный даматург, писатель – прим. ред.). Но я-то постарше, армию закончил и как раз дембельнулся - за неделю до взрыва. Весь мой призыв, кстати, отправили туда – они две недели стояли в окружении Чернобыля. А мне повезло, я сразу после демобилизации улетел на съемки. А касательно Василия – вокруг него ведь уже некая легенда сложилась! Когда мы встретились, пообщались, интуиция подсказала: “да”. Ведь парень талантливый, смелый. Начали снимать – оказался очень интересным режиссером, интересно работает с актерами. Мне вообще с молодежью интересно! Я им больше доверяю, потому как у них желания больше, глаза горят, и это подкупает. А если человек талантливый, тогда вообще всё складывается и, как правило, всё получается.

- У вас яркий монолог в самом начале фильма “Детям до 16… ”.

- Это полная импровизация. В сценарии было три предложения. И всего два ключевых слова, за которые можно было зацепиться: “анал” и “орал”. Всё! Поэтому я Андрею Кавуну, а мы с ним уже работали, предложил несколько вариантов. Сняли три дубля с абсолютно разными текстами, по итогу Игорь оставил этот вариант. Я даже забыл, что такое говорил.

- Но некоторые мужчины именно так и считают.

- Да, очень многие мужчины так считают.

- А вы?

- Отчасти. С чем-то я согласен, с чем-то нет. Это же персонаж: там есть часть меня и часть придуманного человека, поэтому… Но многие мои знакомые именно так и говорят. Более того – так живут. И долго живут. И не сожалеют ни о чем, и это их позиция. Живет с одной женой, у него много детей, он счастлив в браке. Но есть позиция, как у спортсмена: нужно постоянно знакомиться-знакомиться-знакомиться и “рвать их с утра до ночи”, как говорит мой персонаж. Я много таких людей знаю. И нормальные люди, кстати. Мало того: девушки довольны знакомству с такими… ребятами.

- Почему, как вам кажется?

- Жизнь. Не знаю. Харизма, обаяние.

- Действительно ли получается так, что правильный выбор сделать невозможно?

- Правильный выбор у каждого свой. Здесь нет примера, шаблона, на который нужно смотреть и подражать. К примеру, есть правила жизни в общежитии, но ведь никто этим правилам не следует. Через балкон и в окно. Хотя, казалось бы, зачем, ведь в правилах написано, что надо через дверь. Но ведь у каждого своя дорога, верно? И мало кто кого спрашивает. Доверяй себе. Слушай сердце и иди. Как писал наш великий учитель Кастанеда: “Мы выбираем путь сердца”. Всё. А дальше у каждого свой выбор.

- В одном из интервью вы говорили о кризисе, который пережили в середине девяностых. Молодые слушают старших - или, пока сами не ошибутся, ничего не поймут?

- Я не знаю, лапочка, это у молодежи надо спрашивать. Если мы говорим про актеров, то те, кого я вижу на площадках, они все внятные ребята. Очень разумные и соображающие. Другое дело, что жизнь настолько интенсивная, что они в свои двадцать три столько пережили, столько увидели… Короче, взрослыми становятся слишком рано. Если раньше считалось, что в тридцать - это взрослый человек, а они уже в двадцать взрослые!

- Это плохо, по-вашему?

- По-моему, да.

- Почему?

- Да потому что детства должно быть больше у людей. Вот как наши дети: им пять, а они сидят не во дворе на детской площадке, а в мониторе компьютера. Хорошо это? Может, и хорошо. А детства нет. Да, ты становишься взрослым быстрее, но при этом теряешь какие-то наивные вещи, которые очень желательны в твоей жизни.

- Получается, что дети нас чему-то учат.

- Безусловно.

- Чему вас научили ваши дети?

- У меня две дочки, которые меня постоянно учат. Очень многому. То, чего у меня нет, есть в детях.

- А чего у вас нет, а есть в ваших дочках?

- Послушай, мне трудно говорить об этом. Это вопрос, на который ты не можешь ответить. Я знаю, что я учусь у детей. Расшифровывать я это не хочу. Это как каждый нормальный человек -– смотрит на ребенка и понимает, что ребенок от природы гармоничней, мудрее, чище. Завидуешь детству. Дети же чистые. Когда рядом с ними, самому хочется быть чище. А опыт прожитого давит нас к земле. А когда смотришь на ребенка, не можешь оторвать глаз, ведь понимаешь, сколько в нем еще искренней радости. Вообще дети – это самое лучшее, что может случаться в жизни взрослых людей. Маленькие дети, по крайней мере. В какой-то момент ты понимаешь, что смысл всего, возможно, в детях. Так что я в этом плане счастливый человек.

- Много ли у вас свободного времени?

- Мало у меня дней свободных. Работаю я постоянно. Потому что у меня группа есть, на радио есть желание работать. Спектакль я хочу сделать вот уже третий год - всё никак не получается из-за этих съемок! Хочу забазироваться в Одессе и здесь его поставить. А потом его можно играть где угодно – в Киеве, Москве, Питере, Варшаве. А какая пьеса, не скажу. И вообще, откройте интернет, прочтите все мои интервью, и вы - уверю вас - найдете все ответы на свои вопросы. Меня интереснее смотреть, чем слушать!

Анна ЗАХОЖАЯ, «Story», 23.02.2011