Идеальная женщина для Алексея Горбунова

«Актёрская профессия - как лотерея: никогда не знаешь, достанется ли тебе счастливый билет», - утверждает Алексей Горбунов, которому удалось не упустить шанс. Своим крёстным отцом в кинематографе он считает Владимира Попкова: увидев Горбунова, режиссёр пригласил дебютанта в картину «Груз без маркировки» без проб, рискнув заменить им Олега Меньшикова, который не смог приехать на съёмки.

Знаковой стала и роль Шико в историческом сериале «Графиня де Монсоро»: в тяжёлые девяностые, когда кино почти не создавали и актёры подолгу оставались не у дел, получить приглашение в серьёзный проект было невероятным везением. К тому времени Алексей целых три года не снимался, а работа на радио денег не приносила. Чтобы прокормить семью, подрабатывал… таксистом. Во время поездки пассажиры слушали его программу «Двадцать минут с Владимиром Высоцким», даже не подозревая, что автор сидит за рулём. А он своё разочарование и растерянность всё чаще пытался заглушить старым проверенным способом - алкоголем. Именно потому звонок Владимира Попкова в тот момент стал для Горбунова спасением: «Прочти-ка «Графиню де Монсоро»… Кто тебе больше по душе из персонажей?» - спросил режиссёр, в полном смысле слова обозначив новый период в жизни Алексея. Сегодня Горбунов уверяет: редко случается так, чтобы роль была настолько близка.

А тогда образ Шико артист, по его собственному выражению, просто «надел на себя». Прекрасный материал, режиссёр, оператор - актёры играли с удовольствием. На обеденный перерыв выходили в гриме и костюмах, в ближайшем ресторане выпивали все пиво и вино, выкрикивая реплики из фильма: «Эй, трактирщик! Вина! Жареного поросёнка!» «Я так погружаюсь в образ своего героя, что потом ещё несколько дней продолжаю жить его жизнью», - признаётся актёр. После «Графини де Монсоро» Валерий Тодоровский пригласил Горбунова в картину «Страна глухих», затем начались съёмки «Каменской». «Но именно Дюма я обязан жизнью», - подытожил артист.

В 1998-м киевлянин Алексей Горбунов окончательно переехал в российскую столицу, и за годы, проведённые там, на собственном опыте убедился: правы были герои фильма Владимира Меньшова, уверявшие, будто Москва слезам не верит. Ведь что такое бытовая неустроенность, скитание по съёмным квартирам, отсутствие постоянной работы знакомо ему не понаслышке. К счастью, тяжёлые времена уже позади: сейчас в послужном списке талантливого актёра сотни сыгранных ролей. Горбунов создаёт разноплановые образы, полагая: «Зритель не должен привыкать к актёру, видеть его либо только злодеем, либо только любовником, либо шутом… Каждая новая роль должна быть неожиданностью, открытием. Конечно, это получается не всегда. Но я стараюсь», - говорит он.

Побеседовать с Алексеем мне удалось на Одесском Международном кинофестивале, где актёр презентовал картину «Детям до 16». «Всем советую посмотреть, хорошее кино», - прокомментировал он. К слову, именно этот фильм получил Гран-при Одесского кинофорума, а также приз зрительских симпатий.

В общении с актёрами непросто бывает определить, где они настоящие, а когда играют. Вполне возможно, что, отвечая на вопросы, мой собеседник продолжал воплощать один из многочисленных экранных образов. Но мне хочется верить: на сей раз он был собой - Алексеем Горбуновым, искренним и настоящим.

- Алексей, в интервью вы не раз признавались, что не являетесь фанатом профессии и легко могли бы из неё уйти. Но известно, что на данный момент у вас целых пять фильмов в производстве…

- Мне пришлось двадцать пять лет сниматься в кино, чтобы достичь того уровня заработка, который имею в последнее время. Зачем от этого отказываться? А моё желание или нежелание играть значения не имеет. В половине картин я бы с удовольствием не участвовал - мне за них стыдно. Но я снимаюсь ради денег, потому что других доходов нет. Моя мечта - трудиться на радио. Я семь лет выходил в эфир на киевских радиостанциях. Если бы диджеям платили столько же, сколько актёрам в кино, вообще бы не снимался. Разве что раз в год - в фильмах, поставленных по хорошему сценарию, у уважаемых мною режиссёров и в тех ролях, которые мне интересны. Но, к сожалению, на радию вообще не платят. Ещё и с меня деньги требуют за предложенную постановку.

- Говорят, что вы часто спорите с режиссёрами. Возможно, пора самому снимать фильмы, ставить спектакли?

- Больше года мы с товарищем, известным артистом Даниилом Белым, делали документальный фильм. Надеюсь, скоро удастся завершить эту работу. Вообще, я бы хотел снимать документальное кино о разных людях, ещё подумываю о постановке спектакля. Вероятно, премьера состоится не в Киеве и не в Москве, а в Одессе: здесь есть хорошие продюсеры. Жаль только, что материала пока нет. Я знаю, какой сценарий нужен, но, увы, писать пьесы не умею. Однако замысел есть: это будет моноспектакль о мужчинах. Выйдет на сцену человек и полтора часа будет рассказывать о перипетиях своей жизни. Это повествование местами окажется грустным, в чём-то смешным, но очень интересным. Меня раздражает, что в последние десять лет мы в журналах видим только девиц, как на обложках, так и не фотографиях, в статьях пишут только о них. А где мужчины? Причём не рекламные «качки», а обычные мужики: водители, лётчики, грузчики, инженеры, бомжи, в конце концов!

- А я слышала, что вы сами планировали сделать передачу на радио для дам…

- Я не знаток женщин, но прекрасному полу мне есть что рассказать. И знаю, что они хотят услышать. Уши женщины - невероятная штука! На самом деле, радио существует именно для вас. Однако для реализации проекта мне необходимо финансирование. Дамы, дайте денег, и я вам о вас всё расскажу! (Улыбается.) Вот если бы открыли радио «Натали» - пошёл бы к вам работать. Вы думаете, я сейчас выложу всю информацию, раскрою свой коммерческий секрет? Нет!.. (Смеётся.) Скажу только, что женщины хотят слушать о любви, верности, родителях и детях, весне, лете, зиме. Их волнуют вечные ценности. Они мечтают о несуществующих мужчинах. Мы мечтаем о женщинах, которых нет. Постоянно ищем, но не находим. Хотя, возможно, они где-то рядом с нами, просто мы их не видим. Вот в чём проблема. Тем не менее, думаю, женщине проще: после рождения детей она полностью посвящает себя им. Партнёр при этом уходит на второй план. А жизнь мужчины посвящена поиску единственной.

- И какую женщину ищут мужчины?

- Сильный пол хочет обрести женщину-брата, которая настолько своя, что знает, понимает и принимает тебя таким, каков ты есть. Она не борется с тобой, не переделывает, а просто любит. Это светлое чувство - главное в отношениях. Да смысл жизни вообще в любви! Увы, сейчас настоящая любовь встречается редко. Помните, как у Александра Пушкина в «Моцарте и Сальери»: «Нас мало избранных, счастливцев праздных. Пренебрегающих презренной пользой. Единого прекрасного жрецов». Любые жизненные испытания могут поставить крест на отношениях. Попробуйте заставить современную молодую женщину повторить путь, который, например, прошли жёны декабристов. Они ни за что не откажутся от своей машины, квартиры, устоявшейся жизни. Хотя, хочется надеяться, бывают исключения. Вот их мы и ищем.

- Идеал современной леди - сильная, независимая бизнесвумен, которая всё успевает… Вы согласны?

- Как мне им хочется сказать: бросьте эту свою самодостаточность, и сразу станете настоящими, не будете терять мужчин. Женщина должна быть женщиной, а не руководителем. Для меня идеал - моя мама. У неё было двое детей - я и мой брат. Но она всё успевала, хотя не было ни подгузников, ни автоматических стиральных машин, и работала мама посменно. Её не стало очень рано - в сорок девять лет. Когда она умирала, причём тяжело, о том, что ей больно, и слова не проронила! Мы, трое мужиков - отец, брат и я, ходили вокруг неё, но ничем помочь не могли. После её смерти Олег Иванович Янковский, царствие ему небесное, сказал мне: «Я тебя хорошо понимаю, потому что когда умирает мать, у тебя второй раз обрезают пуповину». И налил мне сто граммов водки. Моя мама была настоящей женщиной. Возможно, это комплекс, который есть у каждого мужчины - желание найти копию своей матери. И всё-таки для меня это так.

- То есть женщина по-прежнему хранительница очага?

- Времена изменились, но распределение ролей осталось тем же. Да, она должна всё время стоять на кухне, воспитывать ребёнка и ждать мужа, как это было раньше. Стирать, кормить, поить, реанимировать - её обязанности; рожать детей и любить - предназначение. Мужчина воюет и все завоевания отдаёт в семью. Для него семья - важное понятие. А жена постоянно думает, что он не на работе, а где-то пьёт и с кем-то гуляет. «Почему я с ним живу? - задают себе вопрос дамы. - Ведь есть люди более интересные, чем он». Женщина не должна допускать таких мыслей! Если чувствует, что это её человек, надо смириться и жить.

- А мужчина?

- Он ни за что не простит жене измену: для него это - сродни самоубийству. Захар Прилепин - российский писатель - очень точно сказал по этому поводу: «Мужчина ждёт от женщины восхищения и преданности». В мыслях изменяй, сколько пожелаешь, физически - исключено. Мы извиняем только её недостатки - глупость, неумение водить машину: о том, как дамы ведут себя за рулём, вообще, кино можно снять! Мужчина зарабатывает на автомобиль и дарит барышне, а та управляет и красит губы, создавая аварийную ситуацию. Я прав? (Невольные свидетели нашего разговора за соседними столиками согласно закивали, подбросив несколько историй о дамах - горе-водителях. - Прим. авт.)

- Послушав вас, сложилось впечатление, что женщины - наказание, а мужчины - во всём идеальны…

- Причём здесь это?! Может быть, он и пьёт, потому что тяжёлая работа и не всем в наше непростое время удаётся обеспечивать семью на должном уровне. Но каждый из нас мечтает, чтобы его семья была в порядке, близкие люди были здоровы, счастливы. Желаем того же вам и вашим читательницам!

Анна СКРИПАЛЬ, «Натали», февраль 2011 года