Алексей Горбунов: «Был период, когда не понимал - где живу и зачем»

Знаменитый актер рассказал «Сегодня» о лучшем времени в своей жизни, почему Киев отзывается в его сердце болью и о работе своей мечты.

- Алексей, недавно вы сыграли в фильме Гарика Сукачева «Дом солнца» о московских хиппи. Ностальгируете по той эпохе?

- Да, это моя юность, семидесятые… Первые джинсы, первая жвачка, первая услышанная пластинка - настоящая, фирменная. У меня это был диск «Пинк Флойд» семьдесят седьмого года, югославского производства по лицензии.

- Во сколько же она вам обошлась?

- Ни во сколько! У меня был проигрыватель и товарищ принес ее послушать. Вообще, говоря о разных эпохах, могу сказать, что человек комфортно себя чувствует, когда ему двадцать лет, а когда сорок девять, как мне - гораздо менее комфортно. Я уже привык к нашему времени, как каждый из нас. А в начале девяностых был период, когда я не понимал, в какой стране живу, зачем живу, почему я выбрал профессию актера и чем вообще занимаюсь. Потом я начал осваивать клубы, радио, вел передачи, появилась группа «Грусть пилота», ну и новые работы в кино появились… Но повторяю, лучший период в жизни - это юность, когда у тебя полно идей, сердце трепещет и масса живых впечатлений от жизни.

- Ваша юность ведь прошла на киевской Русановке?

- Да, это был зеленый город - еще никаких новостроек, никаких безумных кошмарных новоделов. То, что сделали с Киевом - это уже десять лет моя боль. Я сейчас живу в Москве, а в Киев приезжаю раз в год - и в очередной раз его не узнаю. А где Печерск? А где холмы? А где этот самый зеленый город в мире? Вижу только стройки, краны и еще раз стройки. Зелени нет, парков нет… Ну, вроде если москвич приедет в Киев, то скажет: «Да нет, вроде действительно зелено». Но он не знает, что было в этом городе еще двадцать лет назад! Кстати, в этом плане мне гораздо больше нравится Одесса, потому что там еще сохранена атмосфера и дух города - может быть, потому, что она меньше, на море стоит, да и люди другие…Тотальной застройки, того, что с Киевом сделали, там еще нет. При любой стройке город теряет лицо. Нельзя так делать - я понимаю, что все хотят заработать, но что мы детям оставим? Детям парки нужны. Я говорю сейчас как настоящий хиппи – наверное, это оттуда, из тех времен.

- Ну а как Москва в этом плане? Тоже ведь не рай, мягко говоря?

- Ну да, Москва тоже застроена, а количество машин - это просто ужас, становится просто невыносимо. Сносят старые дома, люди протестуют. Но Москва при этом тоже уникальный, единственный в своем роде. Но, слава Богу, в Москве еще осталось много знаковых мест.

- Не жалеете, что уехали из Киева?

- Конечно, уехав, я что-то потерял, но что-то ведь и приобрел - во-первых, опыт работы в театре у Олега Меньшикова, где я играл семь лет. Да и то количество картин, в которых я снимался в последнее время - это только благодаря Москве. Валерий Тодоровский позвал меня сниматься в «Страну глухих», потом в первую «Каменскую» ну и дальше уже ряд режиссеров, в первую очередь, благодаря моему учителю в кино Владимиру Попкову - который снимал в Москве «Графиню де Монсоро» - стали меня приглашать. Поэтому, конечно, я Москве очень благодарен и люблю этот город. Но с возрастом мне становится тяжело - из-за количества людей, машин, количества энергии, которую нужно тратить. Все время надо быть в движении, а я устал. Мне гораздо интереснее сейчас работать на радио. Если бы я получал столько же денег, сколько я получаю в кино, то поверьте, снимался бы в кино, может быть, раз в год. И выбирал бы очень тщательно роль и режиссера. А так у меня - пять-шесть картин в год. Из этих пять ролей есть одна, которая мне нравится, а четыре – это вынужденно, потому что мне нужно кормить семью. У меня дочка в третьем классе, кстати, учится в Киеве, она киевлянка. Она очень талантливая девочка, я ею горжусь. Ей нужно заниматься танцами, сейчас она пошла учить французский язык…Так что в кино нужно сниматься, потому что все время «деньги, деньги, деньги»… А это не есть хорошо, и все-таки хочется работать на радио, читать детям сказки и всякие умные книжки.

- Так почему же все-таки не возвращаетесь на радиостанции?

- Я семь лет проработал на четырех станциях, но сейчас киевский эфир почему-то не зовет меня! И вроде бы делал, как мне кажется, нормальные программы… Ну, не массовые, конечно, но определенный круг людей их с удовольствием слушал. Почему сейчас такое не сделать? Вот в этом плане инертность Киева как была, так и осталась – к сожалению. В этом смысле Москва город «пооборотистее». Если ты начал сниматься в кино, если ты яркий и талантливый, тебя хватают и будут делать все необходимое. Или если у тебя голос низкий и красивый, подходит для радио - то же самое. В Киеве мне нужно опять самому ходить по радиостанциям, звонить, предлагать: «Хотите, я у вас программу буду вести?». Эта ситуация в Киеве всегда была - и в советское время тоже. Да и будет, наверное, продолжаться. Эта инертность мне не очень понятна. У нас же очень много талантливых людей в Украине. Я знаю многих молодых исполнителей - братья Борисенко, певица Алеша - потому что моя дочь Настя смотрит это ненавистное мне телевидение и показывает их. Но это же очень талантливые люди! Так что, нельзя разбрасываться. Я смотрю в Москве «Минуту славы» - там половина лучших номеров из Украины. Крутейшие люди, а почему у них нет работы здесь? Я очень надеюсь, что когда новое поколение, молодые люди, которым сегодня по 25-30 лет, займут руководящие посты на радио, телевидении и в кинопроизводстве, тогда ситуация, возможно, изменится.

- А перерыв в постоянных съемках устроить не хотите?

- Сильные люди могут себе это позволить - например, Петр Мамонов. Он может по шесть лет сидеть в своей деревне и очень редко куда-нибудь выбираться. Например, когда снимается в фильмах «Остров» и «Царь». Вот я завидую таким людям и мечтаю, чтобы у меня получалось так же. Повторюсь, если бы радио приносило достаточно денег, я бы с удовольствием делал перерывы. Человеку нужно тупо зарабатывать, а все заработки ложатся на плечи мужчин… А вы ведь видите в каком безумном мире мы живем – с неадекватными ценами. А времени выяснять, почему они такие, нет – нужно зарабатывать.

- Алексей, уже 23 сентября выйдет еще один фильм с вашим участием - «Край», где у вас роль однорукого начальника артели Колывана. Сразу согласились на участие в нем?

- Ты всегда должен был благодарен судьбе, когда тебя зовет такой режиссер, как Учитель. Плюс сценарий был очень хорошим - это очень интересная история с яркими персонажами. Мне всегда интересно играть настоящих людей. Но, в отличие, от Машкова, который сам водил паровоз, лихо крутил рычаги, и неимоверно худел у меня не было особых физических трудностей, связанных с ролью.

- Какова доля импровизации в ваших монологах в картине Михалкова «12»?

- Последний мой монолог в фильме - это на самом деле полная импровизация!

ВЕЛ ПЕРЕДАЧИ И ДИСКОТЕКИ

Имя: Алексей Горбунов
Родился: 29.10.1961 года в Киеве (Украина)
Карьера: актер России и Украины, Заслуженный артист Украины

В 1984 году окончил Киевский государственный институт театрального искусства имени Ивана Карпенко-Карого (курс Константина Степанкова) и сразу пошел работать в театр-студию киностудии им. А. Довженко. Позже работал в Камерном театре М. Нестантинера и Киевском национальном театре русской драмы имени Леси Украинки. Вел на украинском ТВ программу «Ночной будильник». Алексей также является солистом группы «Грусть пилота». Работал диджеем на киевских радиостанциях. Организатор и ведущий двух дискотек «Джанкой» и «Джуманджи» в Киеве. Играл в антрепризных постановках Олега Меньшикова (Театральное товарищество 814).

В кино начал с роли скалолаза в детском фильме «Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные», а затем его фильмографию пополнили такие картины, как «12», «Стиляги» и многие другие. Женат, имеет дочь.

Максим ПЕТРУК, «Сегодня», 17.09.2010