ОДИН РАЗГНЕВАННЫЙ МУЖЧИНА.
АЛЕКСЕЙ ГОРБУНОВ: "ЗА "МЫЛО", КОТОРОЕ СЕГОДНЯ СНИМАЮТ СТАХАНОВСКИМИ ТЕМПАМИ, НАДО ЛИБО В ТЮРЬМУ САЖАТЬ, ЛИБО НА ШАХТУ ОТПРАВЛЯТЬ!"

ИЗ ДОСЬЕ

Алексей Горбунов в 1984 году окончил Киевский институт им. И.Карпенко-Карого (курс Константина Степанкова). С 1984 по 1995 год актер Театра-студии киноактера киностудии им. А.Довженко, затем актер Камерного театра М.Нестантинера и Театра русской драмы им. Леси Украинки (где сыграл в спектакле Юрия Одинокого "Влюбленная бабочка"). Солист группы "Грусть без маркировки", работал диджеем на киевских радиостанциях (радио "Ностальжи" и др). Вёл на украинском ТВ программу "Ночной будильник". Организатор и ведущий двух дискотек "Джанкой" и "Джуманджи" (г.Киев). С успехом играл в антрепризных постановках Олега Меньшикова "Игроки" (Швохнев) и "Кухня" (Хаген Карлович).

Алексей Горбунов украинский актер, который сегодня более чем востребован российской киноиндустрией. Кинохиты только этого года с его участием - "Охота на Пиранью", "Меченосец". На подходе новый фильм Никиты Михалкова "Двенадцать разгневанных мужчин", где у актера значимая роль. Горбунову 45. И очевидно, что сегодня он на пике популярности (широкую известность ему принесли фильмы "Графиня де Монсоро", "Линии судьбы", "Красная капелла", "Статский советник", "Курсанты", "Каменская", многие другие). Не так давно на киевской премьере "Охоты на Пиранью" его появление на экране встречали аплодисментами - свой! Свой не только по принципу землячества, но и по осознанию жизни. Алексей точно улавливает ее сердцебиение и без напряга попадает в каждый вздох, что гораздо дороже, чем самая актерски просчитанная игра. Талант Горбунова того же уникального диапазона, что и его голос - как иерихонская труба, как токката Баха в органном звучании. В нем будто вибрирует некая струна бытия, соответствующая истинному - этот голос вычленяешь из любого хаоса звуков и веришь ему безоговорочно.

- Алексей, только что на экраны вышел фильм Филиппа Янковского "Меченосец" с вашим участием. К какому жанру можно отнести эту картину?

- "Меченосец" - это фэнтези, триллер, боевик и "роуд-муви" - погони. В главных ролях там Чулпан Хаматова и Тема Ткаченко, хороший молодой актер. А у меня роль небольшая и чем-то похожая на моего героя в "Охоте на Пиранью": тоже бандит. Сначала мне из-за этого было как-то не по себе, но когда я прочел сценарий, увидел, что он сделан очень даже крепко и фильм снят весьма достойно.

- Охотно верю, хотя в последнее время понятие "достойно" в кино сильно размыто. Теперь уже не различишь, кто что снимает, у большинства клиповая, дерганая манера...

- Ну, с другой стороны, народу это нравится. Да и в непрофессионализме тут никого упрекнуть нельзя. А это единственный критерий. Я вообще прохладно отношусь к подобному кино, но "Охоту на Пиранью" смотрел с удовольствием. Там и монтаж грамотно сделан, и жанр четко выдержан, чего у нас делать практически не умеют. Если задуман триллер, то по всем канонам это и должен быть триллер. Я всегда за чистоту жанра. В авторском кино могут быть отступления от канона, потому что самое ценное в нем - взгляд режиссера: необычность, непросчитанность, уровень эмоций и подсознания. А в жанровом кино все должно быть четко, ясно, без перегрузки. Меня бесит, когда снимают триллеры с какой-то философской подоплекой. В итоге там зачастую нет ни триллера, ни философии. А "Пиранья" мне как раз понравилась. Режиссер Андрей Кавун - человек с юмором, и все отметили, что в его фильме много смешного. Сценарий был написан очень жестко, а Кавун сделал много зон с юмором, что не раздражало, а только оживило картину.

- Это создало нужный баланс, динамику, подъем. В общем, из этой истории вы выкрутили все, что можно.

- Потому что Кавун - режиссер. Я в его первом фильме "Курсанты" капитана Лиховола сыграл. Срочно находите DVD и посмотрите!

- А что же он так тихо прошел?

- Здесь он по ICTV прошел просто нереально тихо! А в России его показывали в прошлом году со 2-го по 15 января, когда народ пьет. Рейтинг, правда, был неплохим. Но множество людей все равно этого фильма не видели. Судя по тому, как он продавался сразу после показа по телевидению на "Горбушке", куда я ездил покупать комплекты дисков для подарков, народ картину оценил. Мне знакомый продавец на "Горбушке" сказал: "Курсанты" улетают мгновенно, так что заранее говори, сколько тебе надо дисков".
А я брал сразу по десятку перед поездкой в Америку, куда мы возили "Игроков" с театром Олега Меньшикова. Кстати, в Америке и Канаде меня поразили битком набитые залы на этом спектакле. Естественно, публика ходит русская, эмигрантская. Например, ко мне в Торонто подошли за автографом наши студенты, которые там учатся, и попросили подписать "капитан Лиховол". Я спрашиваю: "Вы что, "Курсантов" смотрели?" Они отвечают: "Курсанты" - наш любимый фильм!" Сначала они смотрели по тарелке, потом на DVD. В Нью-Йорке история повторилась. И это говорила молодежь, которая живет на другом конце Земли! А здесь ни одного слова, ни одной статьи о "Курсантах" не вышло. Такое ощущение, что никто ничего не понимает. Вот поэтому я и ненавижу наше телевидение. Центральное и любое другое - оно везде одно и то же.

- Какой вы беспощадный!

- Потому что телевизионные начальники не отдают себе отчета в том, как зомбируют людей. А молодое поколение трудно будет сделать зависимым от телевизора, потому что они уже выросли в "цикле". Они к двум годам научились компьютеры включать! Подростки, которым сегодня 10-15 лет, это совершенно другие люди и принципиально отличаются от предыдущих поколений с их ценностями - от руководителей с их литературой, глянцевыми журналами, с тем, что они делают с телевидением и массмедиа. Новому поколению все это не нужно. Они такое не смотрят, потому что у них внутри лакмусовая бумага мгновенно проявляет любую ложь. К тому же они живут в полном хаосе, который эти руководители создали. Но при этом в условиях беспредельной информационной свободы. Сегодня в Интернете можно прочесть все, что хочешь.

- Ну, коль о "Курсантах" там, очевидно, много не прочтешь, сами и расскажите.

- В фильме молодые актеры играют своих ровесников. Собственно говоря, самих себя события 43-го года. Вообще это личная история мэтра нашего кино Петра Ефимовича Тодоровского. Он в семнадцать лет попал в военное училище, три месяца там проучился, а потом ушел на фронт. И почти все курсанты, о которых идет речь в фильме, погибли. Эти пацаны проходили трехмесячные офицерские курсы, им давали погоны, пистолеты и - на передовую. История очень яркая. Главное в этой картине то, что ребята, которые там играют, очень молодые и талантливые актеры. Кавун с ними настолько проникновенно умеет работать, так тонко общаться... "Курсанты" - очень трогательный, душевный фильм, рассказывающий о жизни. Причем войны-то в фильме нет. А есть три месяца жизни в училище молодых парней, которые влюбляются, бегают в самоволки и в это же время учатся стрелять, воевать.

- У вас роль героическая?

- Я играю капитана Лиховола, разжалованного Героя Советского Союза, злого, пьющего, постоянно пишущего заявления на фронт. Но его не отпускают, потому что он, во-первых, контужен, во-вторых - некому учить пацанов. А он вояка, рвется только на фронт. Вообще, это мой любимый фильм, о котором я, раздирая рубашку на груди, ору всем, кому могу. Кавун снял потрясающий фильм, подтверждением чему - участие в конкурсе "Эмми", куда просто невозможно попасть проходной картине. А наша вошла в четверку лучших телевизионных картин. Ну так дайте репортаж, хотя бы тот же РТР - ведь это же его продукт, скажите о том, что мы едем на конкурс "Эмми" - российское кино в первый раз туда попало. Ни слова! Ни одного показа больше. Если бы этот фильм выпустило ОРТ Константина Эрнста, то Нью-Йорк и Манхэттен были бы в растяжках: "Русские идут фильм "Курсанты". А иногда телевизионные чиновники дальше своего носа и кабинетов, да еще слова "рейтинг", ничего не видят.

- Вы гневны и горячи прямо как герой Лиховол!

- А как иначе? В наше хаотичное, жестокое, расколотое время иметь такой фильм для молодежи и ничего не делать! Когда я смотрел его первый раз в Новороссийске, где мы с Костей Хабенским снимались в "Бухте Филиппа", просили режиссера закончить смену на полчаса раньше и бежали, чтобы успеть посмотреть фильм в эфире. Самое смешное - вся группа "Курсантов" работала над "Бухтой" и рвалась к телевизору. Хабенский смотрел со мной вместе и говорил: "Парень! Это бомба!" У Костиной жены Насти мама живет в Лос-Анджелесе. Так она в слезах после каждой серии звонила, пересказывала содержание. Говорила, что вся русская община Лос-Анджелеса у телевизора сидела. Наверное, мнение совершенно разных людей от Нью-Йорка до Владивостока что-то значит. Сегодня мало фильмов, которые собрали бы у экранов нормальную, здравомыслящую аудиторию от 20 до 60 лет. Я не говорю о своем участии, хотя к Кавуну не попадают "левые" люди. Снимаюсь у него уже в третьем фильме. Сначала был "Вокзал", потом "Курсанты", затем "Охота на Пиранью". Но в "Курсантах" интересна молодежь, которая никогда не воевала, двадцатилетние парни, как принято считать, циничные и крайне эгоистичные. Они так сыграли эту историю о войне, что люди воевавшие рыдали. Вот поэтому мне и обидно. Неужели можно так ненавидеть и презирать людей, чтобы все время показывать им "Черную богиню", "Исцеление любовью", "Ундину-2" и ни разу не показать "Курсантов"?!

- У телепродюсеров крепко пластинку заело на "мыльных операх". Их мало интересует здравомыслящая аудитория и работа над повышением вкусов и сознания.

- Поэтому я и не спешу. Часто отказываюсь. Мне предлагают очень много сценариев, тьфу-тьфу-тьфу. Но в основном это мусор. У нас еще никак не угомонятся с сериалами о бандитах. Я и о "Курсантах" так много говорю, потому что когда на фоне этих сериалов с их безумием и ужасом вдруг выходит золотая крупица, она становится бриллиантом. Это ценнее в миллион раз, честнее и искреннее. Там не компьютерный монтаж и ракурсы с подъемных кранов, как сейчас любят делать, а душа работает. Ну да ладно. А "Каменскую-4" вы смотрели?

- Я в мусорный бак под названием "телевизор" не смотрю семь лет. Только фильмы на DVD. Единственное исключение сделала: посмотрела "Красную капеллу", где у вас главная роль.

- Кстати, "Красную капеллу" тоже у нас на "Интере" два раза показали, а в России считай ни разу. Когда начали демонстрировать фильм по ТВ, произошли события в Беслане. Я тогда в Крыму с семьей отдыхал. Первая серия прошла, а на следующий день включаем - все телеканалы мира показывают Беслан. Валерий Тодоровский предложил: "Остановите показ! Мы теряем рейтинг, сейчас люди не будут смотреть кино - там тысяча заложников в школе, детей!" Но на канале вместо того, чтобы остановить показ, берут и показывают в день по две серии. За пять дней показали все 16 серий. И потом сказали, что рейтинга нет! Спустя некоторое время показали в Латвии и на РТР-международный. Но по большому счету, в России этого кино не было. Жаль, конечно. В "Красной капелле" роли большие, хорошие. Мне из Германии звонили знакомые и говорили, что видели в немецком журнале мою фотографию в эсэсовской форме Геринга. В Германии знают больше, чем здесь, там русскоязычная публика диски раскупает, следит за новинками.

- Не переживайте, политика - одно, а публика - другое; люди понимают, кто кровь свою вложил, а кто пропорхал на автопилоте.

- Вообще политики... Они не понимают, что у людей нет положительных эмоций. Мир катится в пропасть, это к гадалке не ходи - включи телевизор и посмотри, что происходит.

- Расскажите лучше, как вы попали в проект Никиты Михалкова "Двенадцать разгневанных мужчин"?

- Съемки у Михалкова - мечта моей юности. Вдруг - случай, и я попадаю к нему на фильм "Двенадцать разгневанных мужчин". Мы закончили этот проект летом. Получили огромное удовольствие от съемок - месяц счастья! Все свои. Снимались Сергей Гармаш, Никита Михалков, Валентин Гафт, Алексей Петренко, Сергей Арцыбашев, Сергей Газаров, Леня Мадьянов, Юрий Стоянов, Виктор Вержбицкий, Миша Ефремов и я. По жанру это психологический детектив, но Михалков называет его психологическим триллером. Это адаптация американской пьесы к нашей современной истории: двенадцать присяжных судят пацана-чечена. Весь разговор у них о судьбе этого парня, которого они потом оправдывают. Это мужская история. Поскольку главный герой 17-летний чеченец, идут воспоминания о его детстве: как на войне убило его родителей, как русские приходят в Чечню, как его забирает русский офицер в Москву. Потом этого офицера убивают и на парня убийство вешают. Весь фильм - три часа разговоров двенадцати присяжных, разных людей по возрасту и социальному положению, т.е. срез общества. Конечно, Михалков - великий режиссер, он дорогого стоит. Счастье попасть к нему на съемки. Я первый раз так работал. Чтобы понять атмосферу заседаний, мы два месяца почти без выходных ходили на съемки, вне зависимости от того, снимаешься ты в кадре или нет. Сидели за столом, репетировали. И так по пятнадцать часов смена. Я вначале понять не мог: зачем нам всем сидеть, если снимают двух человек? Но в результате Михалков добился тех отношений, которые сыграть невозможно. Еще мы ждем кино Гоши Куценко.

- А это что за фильм?

- Виктор Шамиров написал вместе с Гошей историю о пятерых друзьях под названием "Край лета". Им по сорок лет. Каждый год они приезжают на море в Крым. Ставят палатки, снимают девочек, пьют пиво и беседуют. Вот они в очередной раз приехали и говорят уже о том, что постарели и нет такого кайф, как раньше, и что вообще на следующий год нет смысла ехать. История без сюжета, но атмосферная. Шамиров - хороший театральный режиссер. У меня, кстати, два любимых театральных режиссера - Виктор Шамиров и Юрий Одинокий. Хотя кино - это другая профессия. Но поскольку снимались все актеры, с которыми Шамиров работал раньше, атмосфера на площадке была классная, я себя чувствовал как в пионерском лагере. Текст написан так живо, что мы многое своими словами говорили, в этом большой плюс нашего кино. С одной стороны, это странно, а с другой - очень хорошо: солнце, лето, Крым, необязательные разговоры, вино и нет сюжета.

- Чем еще твой позитив в работе определяется?

- Если говорить о профессии, то я бы сделал моноспектакль по Эдуарду Лимонову. Двадцать лет назад прочитал "Это я, Эдичка", а недавно жена Лена еле нашла его в Интернете, распечатала, и я снова читал взахлеб. Если бы удалось, я бы по "Эдичке" сделал "бомбу" - спектакль-монолог. У меня все мысли крутятся вокруг этого. Есть еще пьеса, о которой думаю уже два года, под названием "Фрэнки и Джонни". По ней был фильм с Мишель Пфайфер и Аль Пачино - это история мужчины и женщины. Кроме любви, сейчас играть ничего не хочется. В кино я тоже жду сценарий о любви. А с пьесой надо понять, как ее делать, когда и где - в Киеве или Москве. Киев сейчас абсолютно политизирован. Я уже год ни о чем, кроме политики, здесь не слышу. Поэтому не знаю... Да и вообще, в Киеве я себя чувствую как на даче: работать не хочется, хожу себе, отдыхаю, отключаю телефон. Номер поменял, чтобы меня не дергали.

- Пожалуй, вы правы, о любви в современном кино не много песен сложено...

- Совершенно верно! Фильмов о любви нет. За "Исцеление любовью" или аналогичное "мыло", которое сегодня снимают стахановскими темпами, надо либо в тюрьму сажать, либо на шахту отправлять! И режиссера, и продюсера - всех! Там, в зоне, им бы рассказали, что такое любовь! Лимонов, кстати, написал, как он попал первый раз на зону. А по тюрьме быстро ходит "цыганская почта": ты только сел, а про тебя уже знают - кто ты, откуда и что тебя ждет. Так вот Лимонова поразило огромное уважение, с которым его там встретили. Он рассказал обо всех, с кем сидел, это документальная книга о реальных людях. Она написана в камере и очень объективна в той ситуации. Для меня как актера важнее, когда таксист, к которому сажусь в машину, жмет мне руку и говорит: "Я посмотрел "Линии судьбы" - это просто куски из моей жизни!" Для меня это гораздо больший комплимент, чем мнение какого-то дяди в галстуке. Вот это отношение и показывает, чего ты в жизни стоишь.

Валентина СЕРИКОВА