Алексей ГОРБУНОВ: "СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ ОСЛАБЛЯЕТ ДУХ"

Первая роль в кино Алексея Горбунова была в фильме Владимира Попкова "Груз без маркировки", где он сыграл главную роль, инспектора таможни. Потом были "Филёр", "Гу-Га", "Яма", "Страна глухих". Широкую известность Алексею Горбунову принесла роль шута Шико в телесериале "Графиня де Монсоро", поставленном тоже Владимиром Попковым. И в дальнейшем актёр продолжает много играть в различных телевизионных фильмах: "День рождения Буржуя", "Каменская", "След оборотня", "Линии судьбы", "Лучший город земли". А в эти дни на канале "Россия" идёт новый многосерийный художественный фильм Александра Аравина "Красная капелла" - Алексей Горбунов в одной из главных ролей.

- …"Красная капелла" - это известная группа разведчиков: все разведывательные школы изучают опыт этой организации. Нам показывали документальные материалы, это были уникальные люди. Я думаю, что этот фильм очень нужен. Сколько же можно про ментов, про бизнесменов показывать, их скоро ненавидеть все будут! Наша история - про двух разведчиков, время действия - 1943-й год: именно тогда существовала разведсеть "Красная капелла" - одна из самых выдающихся в истории шпионских сетей: советская, действовавшая в оккупированной Европе с конца 30-х годов и почти до окончания войны. Они работали в Париже на советскую разведку. Я играю Карла Гиринга, специалиста по поиску разведчиков. Мой герой - одинокий человек, у него нет семьи, к тому же он болеет и врачи всё время твердят ему, что он должен скоро умереть. Проходят недели, месяцы, год, два и, наконец, он говорит: "Наверное, так и будет: пока я их не поймаю, я буду жить"… Снимали сериал в Риге, в Париже, и дома был очень редко.

- А ваш дом сейчас по-прежнему в Киеве или уже в Москве?

- В Киеве. Хотя, когда съёмки, то дом - в поезде.

- Почему вы так долго не работали в театре?

- Не приглашали. Я в Киеве играл один сезон два антрепризных спектакля. После окончания института я сразу распределился на киностудию имени Довженко и работал там: я ведь всё-таки актёр кино. А в театр меня пригласил Олег Меньшиков. Я ему за это очень благодарен. Работать у Олега престижно и очень почётно. Благодаря ему у меня осуществилась сокровенная мечта о театре. И потом, конечно, это дало колоссальный опыт. Мы играли в Театре имени Моссовета, а там зал на 1200 мест. Ещё я играл в Театрально-культурном Центре им. В. Э. Мейерхольда у Валерия Фокина в спектакле "Паразиты". С молодыми актёрами очень интересно работать, потому что идёт совсем другая генерация артистов. Я понял одно: театральный опыт, который я приобрёл, здесь нельзя использовать - они живут по совсем другим законам, они импровизируют, даже издеваются, если ты "включаешь артиста". Они общаются друг с другом на одном языке. У меня было ощущение, что я выбиваюсь из их компании…

- В одном из ваших интервью я прочла, что когда вам предложили сыграть Шико в "Графине де Монсоро", вы были счастливы…

- Я был счастлив, потому что до этого сидел без работы три года. А тут, когда тебе предлагают работу, да ещё в Москве, да ещё Шико. Это просто та роль, где играть особо ничего не надо, всё в самой роли, в самом тексте. А ещё всё получилось. Бывает же, что когда снимаешься - всё хорошо, а смотреть невозможно, а бывает - наоборот: играешь в страшных муках, а фильм - изумительный.

- Ну, например, где вы себе нравитесь?

- В фильме "Гу-Га", в "Каменной душе" - историческом фильме об Украине, о Карпатах.

- На съёмочной площадке вы "спорщик"?

- Когда был помоложе, держал себя в руках. А сейчас я всё время активно вступаю в общение с режиссёром. Спорю, конфликтую. Но это нормальный творческий процесс. Все же живые люди. А особенно если режиссёр - талантливый, яркий. Помню, огромное удовольствием получил о работы с Дмитрием Месхиевым в сериале "Линии судьбы". Вот Дмитрий абсолютно мой режиссёр. Мы даже одного знака Зодиака - мы Скорпионы, и мы одногодки. С ним мы говорим на одном языке, он человек моего ритма. Кстати, я в этой картине не очень хотел сниматься, был занят, да и сценарий мне не очень нравился. Но когда мы встретились с Димой, поговорили, я поняла, что надо сниматься. И в результате он мне даёт не ту роль, о которой говорил продюсер. Я приезжаю на съёмки, и он говорит: "А играть ты будешь оператора, а не журналиста". И когда уже начали снимать, я понял, что можно не переживать, что всё получится, потому что режиссёр говорит два-три слова, и я понимаю, что нужно делать, и в то же время - полная свобода. Тут ещё очень важны человеческие отношения. После съёмок мы много ездили, говорили о жизни, но, по сути, мы говорили о кино: как надо снимать, как надо работать. Я счастлив, что встретился с Месхиевым и что снимался у него. Жалко, что не получилось сняться в его другой картине, хотя он звал меня, но сериал "Красная капелла" требовал полного присутствия. И Дима сказал: "Понимаю. Обижаться не буду". Но надеюсь, что мы ещё поработаем.

- Как вы относитесь к пробам?

- Любому актёру тяжело сидеть без работы, и мысль о том, что это - единственный шанс на сегодняшний день, и если тебя не утвердят, опять год будешь непонятно чем заниматься, конечно, не придаёт радости в жизни. Но это когда крайняя ситуация, когда нет никакой работы. А если, как сейчас: спектакли, съёмки, то уже легче относишься к пробам, уже меньше волнения.

Переживаешь ещё, когда это роль, которую ждёшь. Ты пробуешься и знаешь, что ещё 10 сильных артистов пробуются, и она реальные конкуренты. Но когда берут хорошего актёра, не так обидно…

Сейчас очень яркая молодёжь. Хотя я думаю, что чем дальше, тем актёры всё мельче и мельче. Всё равно уже нет Луспекаева, Высоцкого, Копеляна, Бондарчука, Буркова, Миронова, Евстигнеева.

- А почему, на ваш взгляд, нет актёров такого уровня?

- Я не знаю. Масса причин. Мне кажется, что современная жизнь, к сожалению, ослабляет дух. Технологии появляются, а глубинные вещи мы теряем. Когда говоришь по мобильному телефону или общаешься через Интернет, понимаешь, что последний раз писал письмо лет десять назад.

- Кому бы хотели написать?

- Кому бы только не хотел! Если бы представилась возможность, я бы с утра до ночи писал. Я бы любимой написал. Я просто думаю, что всё связано с тем, что сейчас другая жизнь, другие биоритмы, стихи раньше другие писались, фильмы другие снимались…

- Я знаю, что у вас есть музыкальная группа. Как она называется?

- "Грусть пилота", раньше называлась "Грусть без маркировки". Мы записали диск, и теперь надо заниматься продажей диска, выступать с концертами, но пока руки не доходят. Хотя от концертов я получаю не меньшее удовольствием, чем когда играю на драматической сцене, а в какие-то моменты, может, даже и большее. Мы поём старые, дворовые песни, песни Высоцкого, Окуджавы, Бернеса, то, на чём росли и что слушали наши родители.

- А правда, что ваши родители были против того, чтобы вы стали актёром?

- Да, против. В седьмом классе я хотел быть футболистом в киевском "Динамо", и мой папа - а у него технический склад ума, стал популярно объяснять, что в команде 11 человек, на Украине столько-то мальчишек занимается футболом, и я понимал, что после папиных расчётов надо бросать всё это. Также реально он обрисовывал картину с артистами: "Вот столько-то будет на место, у нас ни связей, ни знакомых, как ты пойдёшь с аттестатом "3-2". Я ему отвечал, что с таким аттестатом только в артисты и идти, потому что там ни физики, ни математики знать не надо. На что папа говорил: "Не валяй дурака, подавай документы в одесскую мореходку или в институт холодильных установок". Но он меня не убедил. Ну а когда я поступил, папа уже стал с уважением относиться, проникся, наверное. И дальше я уже жил, как хотел. Закончив институт, сразу снялся в фильме "Груз без маркировки", который уже 20 лет показывают несколько раз в год. И мне приятно, что люди подходят на улице и говорят: "Ты играл этого таможенника".

- Вы верите в судьбу?

- Да, у меня всё в жизни не случайно. На моём пути встречались абсолютно знакомые для меня люди: Владимир Попков - режиссёр "Груза без маркировки", "Графини де Монсоро", Олег Меньшиков ввёл меня в спектакли "Игроки" и "Кухня" - кстати, Олег должен был сниматься в фильме "Груз без маркировки", но не смог. Валерий Тодоровский - сначала я у него снялся в "Стране глухих", потом "Каменская", "Линии судьбы", "Красная капелла" - а это уже все проекты, которые он продюсирует. Он ко мне очень тепло и участливо относится…

- А какую программу вы ведёте на киевском радио?

- Программа называется "Обратная сторона ветра". В ней я под музыку читаю отрывки из книг Кастанеды, Павича, Шукшина, Маркеса. Но парадокс жизни в Киеве заключается в том, что ты снимаешься в Москве, а в Киеве в это время записывают программу, которую слушает весь город несколько лет. Казалось бы, должны включать зелёный свет, но получается наоборот. Проблема в том, что на радио так же, как и на телевидении, работают кто угодно, только не те люди, которые связаны с радио. Поэтому они пытаются делать радиостанцию по каким-то своим законам. Но на самом деле грех жаловаться: были бы силы и здоровье.

- Дискотеки больше не ведёте?

- Нет. Всему своё время. Я и в клубы не хожу. Лучше книгу дома почитать, телевизор посмотреть.

- С дочкой пообщаться…

- С дочкой пообщаться - это вообще самое лучшее, что может быть.

Татьяна БОЛОТОВСКАЯ

ДОСЬЕ: Алексей Сергеевич Горбунов родился 29 октября 1961 года в Киеве. Окончил Киевский театральный институт им. Карпенко-Карого (мастерская К. Степанкова). Работал в Театре-студии киноактёра и Камерном театре М. Нестантинера. Заслуженный артист Украины.

Фильмы: "Груз без маркировки", "Приближение к будущему", "Филёр", "Диск-жокей", "Новые приключения янки при дворе короля Артура", "Каменная душа", "Гу-Га", "Распад", "Яма", "Два шага до тишины", "Человек из команды "Альфа", "Грешница в маске", "Золото партии", "Лето всегда приходит", "Графиня де Монсоро", "Страна глухих", "Каменская", "Кармен", "Красная капелла".

Спектакли: "Игроки", "Кухня", "Сирано де Бержерак".